Я встретил вчера на улице хорошего знакомого, известного одесского активиста, который на фронте уже очень давно. Оказалось, он был ранен в ногу, сейчас ему позволили пройтись по улицам. Мы заговорили о том, что происходит, но у меня сложилось впечатление, что он еще больший пессимист, чем я. Невольно в нашем разговоре возник вопрос: а что дальше? За последний месяц-полтора вышла целая серия публикаций и в ФБ, и в СМИ о том, что никто не знает, что будет дальше. И дело здесь, даже, не в войне. Из тех публикаций, которые я имею в виду, нет ни одной, где подвергалось бы сомнения вера в нашу победу. Но что после нее?
Большой шлейф высказываний был после публикации статьи Валерия Пекаря «Выиграть войну, проиграть мир: инерционный сценарий». Я никогда не принадлежал к поклонникам Пекаря, но в данном случае с его опасениями абсолютно согласен. И у меня нет сомнений, что, если не будет предложен какой-то механизм выхода из этой ситуации, нас ничего хорошего не ждет и в случае победы.
Тут весьма кстати мне попалась лекция по истории израильского права. Оказалось, что и в Израиле была эта проблема, но она не была решена. Первый кнессет, признавая, что он является, фактически, Учредительным собранием, отказался принимать конституцию. Это было сделано сознательно: партия Бен Гуриона (социалисты) обладали полным контролем над первым кнессетом, и они не хотели сами себе создавать ограничительные рамки. Они приняли Основной закон о кнессет и о правительстве, и их это вполне устроило. Так и был заложен сегодняшний конфликт вокруг правой системы Израиля. У меня слишком большие сомнения, что действующая Верховная Рада или вновь избранная Верховная Рада, которая будет избираться по примерно тем же законам и с теми полномочиями, способна провести реформу власти в стране. Если говорить честно, то у меня нет ни малейшего сомнения, что этого не будет. И именно поэтому мне кажется единственным возможным вариантом выхода из тупика является избрание Учредительного собрания. Учредительное собрание должно избираться только для создания и утверждения Конституции, причем его члены должны быль лишены правы в последующем избираться куда-либо в органы власти. Только в этом случае мы можем рассчитывать на принятие Конституции, способной изменить страну. Разумеется, при этом остается важнейший вопрос, кто будет управлять в стране в это время. Как вариант, я предлагаю создание Временного правительства (Переходного правительства) без права принятия законов. Разумеется, для Учредительного собрания должны быть установлены жесткие временные рамки, и оно не будет иметь никаких прав по изданию обычных законов и участию в управлении страной. Я бы также поставил важнейшим условием новой Конституции принцип передачи ЧАСТИ власти народа Правительству и парламенту страны, как это заложено в Конституции США, а не так как сейчас, когда народ после выборов отдает всю власть Парламенту и правительству, а сам оказывается бесправным. Кроме того, я бы обязательно указал на требование, что все депутаты, все правительственные чиновники и все аффелированные с ними лица, все предприятия, принадлежащие им, не имеют права получать любые суммы из бюджетов всех уровней. Кто-то может сказать, что сейчас не время все это обсуждать. Это не так. К тому моменту, когда кончится война, мы должны иметь четкую программу действий, а не импровизацию. Именно сейчас должно возникнуть понимание, как нам дальше жить.